Наша забота – особенным детям: на занятиях у педагога-психолога
Воспитанников Мончегорского дома-интерната можно охарактеризовать по-разному: дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития, дети с ментальной инвалидностью (интеллектуальной недостаточностью), дети с ограниченными возможностями здоровья, но за всеми этими определениями стоит общая потребность в особом отношении, внимании и заботе.
Общение с нашими подопечными похоже на путешествие к неизведанным островам, где жизнь течет по своим законам, разобраться в которых и должен педагог-психолог. Не углубляясь в индивидуальные особенности каждого ребенка, можно выделить несколько основных принципов коррекционно-развивающей работы:
для того чтобы «попасть в поле зрения» и наладить контакт требуется время, иногда достаточно длительное;
для общения подходят не только слова, но и прикосновения, жесты, выражение глаз;
на занятиях главное – это взаимодействие, результатом которого должна стать позитивная обратная связь;
важную роль играет постоянное наблюдение, благодаря которому можно понять, что интересно ребенку;
в работе с особыми детьми важен не столько результат, сколько сам процесс, а иногда приходится возвращаться к началу пути.
В зависимости от выраженности и характера имеющихся нарушений педагог-психолог подбирает соответствующие методы воздействия. Для детей с тяжелыми формами ДЦП используются базально-ориентированное стимулирование, обучение с помощью «Маленькой комнаты» по методике Лили Нильсен, пальчиковые игры, элементы музыкальной терапии.
С воспитанниками, у которых нет выраженных двигательных нарушений, применяются различные арттерапевтические методики, элементы педагогики Монтессори, упражнения с использованием игрового набора «Дары Фребеля». Детям с наиболее сохранным интеллектом доступно обучение по специальным компьютерным программам.
Большой популярностью пользуются занятия в сенсорной комнате, которая позволяет комплексно решать проблемы психологического, эмоционального и физического развития детей. А поскольку большинство воспитанников не владеют вербальной речью, педагог-психолог использует на занятиях средства АДК.
Таким образом, работа педагога-психолога является неотъемлемой частью (ре)абилитации и адаптации детей с ментальными нарушениями здоровья и направлена на максимальное развитие жизненных компетенций и социально значимых качеств.